Автодороги России в цифрах и проблемах

Важнейшую роль в экономике России имеет транспортная доступность – ее влияние выражено гораздо сильнее, чем в большинстве стран. Высокие логистические издержки в России, прежде всего следствие не только географической протяженности, но и их малой плотности. Так, по данным World Bank, плотность сети дорог в России (6,4 км на 100 кв. км) в более чем два раза ниже, чем в Канаде, стране, сопоставимой по климатическим условиям – 14,1 км на 100 кв. км.

 

С 1991 по 2005 протяженность дорожной сети не менялась, оставаясь на уровне в 900 тысяч км., и на фоне того, как изменилась эта цифра за последние годы, строительство дорог можно считать революционным прорывом. К концу 2011 протяженность дорог стала 1,1 млн км. (рост 20%) с одновременным увеличением объемов грузоперевозок – с 194 млн. до 248 млн. тонно-километров. По данным Минтранса, к концу 2013 года дорожная сеть России составляет 1,3 млн. км. Но даже эти цифры роста малы по сравнению с другими странами BRIC: в Китае и Индии дороги прирастают более серьезными темпами и их протяженность превышает 4 млн. км. Для примера, в Бразилии, площадь которой в два разе меньше российской, общая площадь дорог равна 1,5 млн.км.

При всем этом бюджет, выделяемый на строительство дорог, иногда в несколько раз превышает аналогичные в других странах. И хотя бюджет проекта автодороги в России формируется совсем по другим принципам – туда включают работы по подготовке территорий, выкуп земли – логистическая составляющая доставки материалов для строительства дороги резко увеличивает ее стоимость. В России есть особенности грузоперевозок автомобильным транспортом: во-первых, перевозка грузов на автомобиле успешно конкурирует с железнодорожными грузоперевозками. Часть грузов, традиционно перевозящихся по рельсам, уходит к автоперевозчикам, и причина этого – формат грузоперевозки «от двери до двери». В то время, как во всем мире порогом дальности грузоперевозки автомобильным транспортом считается расстояние в 800 км (в Европе ставится цель снизить этот показатель до 300 км), в России запросто возят автомобилем на 2500 км. Автомобилем возят даже строительные материалы – чего в другой стране, даже лучшей транспортной автодорожной сетью никогда делать не будут. Это означает, что даже несмотря на замедление темпов роста грузоперевозок, спрос на дороги в России по-прежнему высок и удовлетворяется медленно.